суббота, 29 февраля 2020 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ «БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»


ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
им. Е.М. РУДНЕВОЙ












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ «БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА»

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»









РАЗРАБОТЧИК                          МАТВИЙЧУК ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА,
                                                      РУКОВОДИТЕЛЬ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ           
                                                      РУКИ» ФИЛИАЛА ЦДЮТ «МАЯК»










БЕРДЯНСК, 2011 г.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

1.     Введение.

2.     Особенности творчества детей 6-7 лет.

3.     Влияние творческой деятельности на психологическое развитие ребёнка.

4.     Технология изготовления кувшинки в технике «Бумажная пластика».

5.     Рекомендации по изучению темы.

6.     Приложения.

7.     Литература.

                                                  Бумаги лист я положу перед собою,
                                                          Шаблоны разложу, представлю форму, цвет,
                                                          И на одном дыханье краски разведу водою.
                                                          Детали отформую, и соберу букет.
                                                          В бумажной пластике все слито воедино
                                                          Узор морозный, ягодки, цветы.
                                                          Фон, как пейзаж ложится дивно,
                                                          Вмиг ощущается пространство и воплощение мечты.
                                                          Ученье, опыт, все передается
                                                          С бумажной пластикой, мы обретаем все азы,
                                                          Но в сердце радость остается
                                                          От творчества, любви и красоты.


1.     ВВЕДЕНИЕ
     Всем в детстве доводилось, да и взрослым нередко приходится выполнять различные изделия из картона, бумаги: конверты, упаковки, коробочки, несложные ёлочные игрушки и т. п. Однако не все знают, что из обычной чертёжной бумаги можно выполнять и сложные объёмные конструкции, как например: фигурки зверей, птиц, животных, людей, модели машин, элементы архитектуры и т. п. Такой вид творчества близок к скульптуре. Но в отличие от скульптуры, где форма создается за счет постепенного наращивания объема, в бумагопластике все изделия пустотелы и представляют собой оболочку изображаемого предмета.
     Бумажная пластика напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, смотрятся как произведение искусства. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция. Они богаты по содержанию и целостны по восприятию.
     Первые шаги бумажной пластики настолько просты, что не требуют больших усилий. Они выполняются в определенной последовательности:
  • выбор сюжета;
  • составление эскиза к картине;
  • подбор бумаги по цвету и качеству;
  • наложение фона на основу;
  • тонирование бумаги;
  • изготовление объемных деталей, при помощи инструментов для работы с бумагой;
  • раскладывание их на фоне;
  • наклеивание деталей на фон;
  • оформление готовой работы в рамку.

     Нашей промышленностью выпускается большое разнообразие бумаги по толщине, фактуре, цвету, в зависимости от её назначения. Имеются в продаже и специальные наборы для ручного труда школьников. Однако для конструирования рекомендуется бумага  определенного качества - плотная рисовальная или чертежная, которая позволяет выполнять такие операции как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование и т. п. Работа с бумагой требует знания её текстурных особенностей. Так, например, от направления волокон она по-разному поддается сгибанию. Скручивая её поперек волокон, вместо идеально гладкой мы увидим поверхность, измельчённую трещинами и надломами. Определить направление волокон несложно. Для этого следует отрезать от листа две узкие полоски произвольной длины, одну по вертикальному краю, другую - по горизонтали. С помощью шила или карандаша обе полоски скрутить в спираль. Поверхность одной из них будет пластичной, другая покрыта мелкими трещинами. Опыт подскажет  путь правильного выбора текстуры бумаги для изготовления изделий цилиндрического характера.
     Лучшим клеем в работе с бумагой является клей ПВА (полихлорвинилацетатная эмульсия), в настоящее время нашедший широкое применение в промышленности и быту. В продаже он бывает в самой различной расфасовке: капроновые флаконы, тубы, баночки. Клей обладает всеми качествами, необходимыми в работе с бумагой. Быстрота высыхания (схватывание) - одно из преимуществ ПВА перед другими клеями. При высыхании он превращается в прозрачную плёнку, невидимую как на белой, так и на цветной бумаге. Клей не имеет запаха, гигиеничен, легко смывается с рук.

     Скульптуру можно делать и из цветной бумаги, но здесь также необходимо придерживаться некоторых рекомендаций. Не следует, например, раскрашивать готовые изделия, так как влажность акварельных и гуашевых красок непременно вызовет деформацию изделия. Нежелательно прибегать к использованию в композиции большого количества цвета. Для передачи цветовой характеристики предмета достаточно три-четыре наименования.

     Организация рабочего места
  • На рабочем столе не должно быть ничего лишнего.
  • Располагать инструменты и материалы нужно так, чтобы они не мешали работе, и их было удобно брать. То, что левой, - слева, у дальнего края стола, чтобы не зацепить локтем во время работы.
  • Во время работы необходимо соблюдать порядок на рабочем месте.
  • Быть внимательным  при работе с колющими и режущими предметами.
  • Не забывать об осанке, держать спину прямо.
  • После работы обязательно убрать за собой.

2. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ  
      Творчество рассматривается учёными как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования природного и социального окружающего мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек – формы и способы его мышления, личностные качества, - он становится творческой личностью.    
     Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. Новизна открытий и продукта субъективна, и это первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания продукта для 6-7-летних детей имеет едва ли не первостепенное значение.
     Деятельность ребёнка отличается большой эмоциональностью, включённостью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это - вторая особенность детского творчества.
     Ребёнок с лёгкостью, и прежде всего практически, начинает ориентировочную и порой бессмысленную деятельность, которая постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребёнка поиском и часто приводит к положительным результатам. И это – третья особенность детского творчества.
     Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных) и поделки для украшения интерьера. Это могут быть как литературные персонажи (Баба Яга, Колобок, Царевна-Лягушка и т.п.), так и придуманные образы (солнечный человек, вакса-клякса, корзина с волшебными цветами и т.п.)

     Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние два наиболее распространены в педагогической практике. А о такой технике как разрывание и сминание часто даже не знают. Однако дети с удовольствием используют её, создавая отдельные элементы поделки – бантик у клоуна, куклы; цветы в корзине; опушка шубы у снежной королевы и т.п.
     Бумажная скульптура – ещё одна из разновидностей техники конструирования из бумаги – заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путём комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети.

     Конструирование формируется не только как практическая творческая деятельность, но и как универсальная умственная способность, проявляющаяся в других видах деятельности (изобразительной, речевой и т.п.), и направленная на создание новых целостностей (рисунка, сюжета, текста и т.п.)


3. ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

     Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов.

     Учёные, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Уровень развития речи напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. Выявлена закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту ребёнка, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Формирование речевых областей мозга совершенствуется под влиянием импульсов от пальцев рук. Стимулировать речевое развитие рекомендуется путём активных движений пальцев рук.

     Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребёнка думать. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга.

     Занятие бумагопластикой способствует развитию у детей навыков мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Это уникальное средство для развития тонкой моторики и массажа кончиков пальцев, которое повышает их чувствительность, делает более подвижными и ловкими. Дошкольникам такие навыки, например, помогут быстрее овладеть письмом.
    
     Обычно при письме и рисовании доминирует ведущая рука, тогда как в бумажной пластике задействованы обе руки. Такая деятельность синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Развивается не только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие, но и правое, ответственное за творческое мышление, интуицию, воображение.

     Изготовление поделок – это не только выполнение определённых движений. Этот процесс  позволяет детям работать над развитием практического интеллекта: учит их анализировать задание, планировать ход его выполнения. Многие поделки ребёнок рассматривает сам, чтобы понять, как это сделано, а затем искать пути достижения цели. Одни надо как бы зрительно сфотографировать и точно повторить. В других заданиях ребёнку показан принцип работы: посмотри, как можно сделать, и предложи свой путь (измени сюжет, выбери другой материал и т.п.) При этом активно работает воображение.

      Таким образом, занятия бумажной пластикой способствуют развитию у детей координации движений пальцев, фантазии и творческого потенциала, сообразительности, смекалки, пространственного воображения, внимания, памяти, терпения, аккуратности, точности, глазомера.




4. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУВШИНКИ
    В ТЕХНИКЕ «БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА»
     Как известно из греческой мифологии, нимфы - это божества природы: лесов, гор, озер, рек и морей. Неудивительно, что цветы, названные в их честь, прекрасны. Род кувшинка, или нимфея, включает около 50 видов травянистых водных многолетников с мясистыми корневищами. Листья нимфей округлые или сердцевидные, с глубоким вырезом при основании, плавающие на поверхности воды. Цветки крупные, удивительно красивой звездчатой или чашевидной формы. Они могут быть всевозможных окрасок - белой, кремовой, ослепительно желтой, оранжевой, розовой, темно-красной и даже голубой. Существуют сорта с простыми, полумахровыми и махровыми цветками. Одни из кувшинок раскрываются днем, другие - ночью. Некоторые обладают приятным ароматом. Плоды ягодообразные, созревают под водой.







 
                         

Для изготовления кувшинки необходимы:

1)    зелёный картон формата А5;
2)    один лист белой, или жёлтой, или розовой, или оранжевой, или сиреневой двухсторонней бумаги формата А5;
3)    резинка для волос жёлтого цвета;
4)    клей ПВА;
5)    ножницы;
6)    простой карандаш;
7)    шаблоны.
     Перед началом работы детям необходимо напомнить о культуре организации рабочего места,  а также провести инструктаж по технике пользования режущим инструментом.

ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ

1. Изготовление листочка. Для этого нужно взять зелёный картон и на обратной стороне обвести шаблон листочка, после чего вырезать  изделие.
Детям сразу необходимо напомнить, что готовые детали нужно складывать в одну сторону, а обрезки  -  в другую.



П. Изготовление цветка.

1. Обвести на белой (или выбранной ребёнком другого цвета) бумаге шаблон круга и вырезать заготовку.


 2. Сложить круг вдвое.


 3. Полученный полукруг сложить ещё раз.


 4. Четвертинку сложить ещё раз вдвое.


5. Развернуть изделие. Получится круг, разбитый линиями сгиба на восемь частей.
6. На каждой линии сгиба сделать надрез по направлению от края к центру длиной до середины линии.


7. Взять уголки любого из секторов. На один из уголков нанести каплю клея и сверху наложить второй уголок так, чтобы получился кулёчек.


8. Таким же образом склеиваются остальные семь секторов. Половинка цветка готова. Она кладётся вместе с листочком.


9. После этого вырезается ещё один круг, и повторяются те же операции, что и с первым кругом. Готова вторая половинка цветка.


10. Половинки  кладутся кулёчками вниз. На одну из них в центре (точка пересечения линий сгиба) наносится капля клея, и накладывается вторая половинка. При этом надо обратить внимание детей, что кулёчки половинок располагаются по отношению друг к другу в шахматном порядке.


11. Посередине листочка наносится немного клея и приклеивается цветок.


12. Резинка для волос с одной стороны смазывается клеем и приклеивается в середину цветка. Как вариант, вместо резинки можно использовать цветной песочек или пшено. Также можно изготовить серединку из бумаги. Для этого при помощи шаблона изготавливается круг. По краю он слегка надрезается, полученная бахрома подкручивается ножницами. После чего деталь приклеивается в середину цветка.

ИЗДЕЛИЕ ГОТОВО

5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

     Программа кружка «Умелые руки» начального уровня 1 года обучения рассчитана на один год. На изучение темы «Бумажная пластика» отводится  56 часов, на изготовление одного изделия – 2 часа. Работы выполняются по принципу «От простого – к сложному». Каждое занятие ребёнок заканчивает готовым изделием, что является стимулом для его дальнейшей творческой деятельности. Тематика работ согласуется с календарными праздниками. При изучении темы используется индивидуальная форма работы.
     После изучения темы «Бумажная пластика» дети должны знать безопасные методы работы с режущим инструментом, свойства бумаги, методы работы с ней; должны уметь выполнять операции сгибания, скручивания, сминания, разрывания, склеивания, разрезания бумаги, выбирать цветовую гамму для выполнения изделия, оценивать свои работы и работы товарищей.
     В конце изучения темы рекомендуется проводить итоговую выставку с целью формирования у детей самооценки и взаимооценки.



6. П Р И Л О Ж Е Н И Я

1. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА
    «УМЕЛЫЕ РУКИ»

з/п
ТЕМА, РОЗДІЛ ПРОГРАМИ
Кількість
годин
Дата
виконання
1.
ВСТУПНЕ ЗАНЯТТЯ. МАТЕРІАЛИ ТА ІНСТРУМЕНТИ


1.
Знайомство з планом роботи на навчальний рік. Вступний інструктаж з безпеки життєдіяльності гуртківців. Бесіда «Організація робочого місця». Малюнок «Моє місто найкраще в світі».
2
15.09
П.
ВИРОБИ З ПРИРОДНОГО МАТЕРІАЛУ


2.
Первинний інструктаж. Декоративний розпис мушлів.
2
19.09




3.
Декоративний розпис морських камінців.
2
22.09
  4.
Панно з мушлів.
2
26.09
5.
Панно з різного насіння.
2
29.09
6.
Аплікація з сухого листя.
2
03.10
7.
Панно з крупи.
2
06.10
8-9.
Колюче сімейство. Виготовлення їжачків з насіння соняшника. Залікове заняття.
4
10.10
13.10
Ш.
ПАПЕРОВА ПЛАСТИКА


10.
Історія паперу. Види паперу. Властивості паперу. Поняття про орігамі. Їжачок.
2
17.10

11.
Півник – золотий гребінець.
2
20.10
12.
Будиночок. Цуценя.
2
24.10
13.
Котик. Лисичка.
2
27.10
14.
Хатинка на курячих ніжках.
2
31.10
15.
Баба Яга.
2
03.11
16.
Айстра.
2
07.11
17.
Ірис.
2
10.11
18.
Тюльпан.
2
14.11
19.
Царівна-ялинка.
2
17.11
20.
Панно «Клоун». Техніка роботи з ріжучим інструментом.
2
21.11
21.
Поняття про квілінг. Метелик.
2
24.11
22.
Квіти (квілінг).
2
28.11
23.
Витинанка – один з видів паперової пластики. Вирізування сніжинок.
2
01.12  
24.
Снігуронька (орігамі).
2
05.12
25.
Ялинка-красуня.
2
08.12  
26.
Поняття про модульне орігамі. Сніжинка.
2
12.12
27.
Виготовлення новорічних листівок.
2
15.12 
28.
Виготовлення новорічних іграшок.
2
19.12
29.
Виготовлення новорічних гірлянд.
2
22.12  
30.
Новорічна розважальна програма.
2
26.12
31-32.
Папуга (квілінг). Первинний інструктаж
4
       29.12
       02.01
33.
Будиночок (квілінг).
2
05.01  
34.
Букет квітів. Витинанка.
2
09.01
35.
Витинанка за замислом.
2
       12.01
36.
Вітраж. Техніка виконання. Котик.
2
16.01
37.
Нарциси.
2
19.01 
38.
Водяна лілія. Залікове заняття.
2
24.01
39.
Ігрова програма «Життя за правилами».
2
26.01 
1У.
ПЛАСКІ ІГРАШКИ. АПЛІКАЦІЯ З ПАПЕРУ ТА ТКАНИНИ


40.
Первинні поняття про розмітку. Засоби виготовлення викроїв та розгорток простих геометричних форм. Виконання закладинок «Обличчя на долоні». «Олівець», «Нотка», «Веселий червячок».
2
30.01
41.
Поняття про шаблони, знайомство з ними. Виготовлення за шаблонами силуетів іграшок: зайчик, котик, собака.
2
02.02 
 42.
Виготовлення з картону пласких виробів з динамічними частинами (дергунці): левенятко.
2
     
06.02
43.
Дергунці: левенятко.
2
09.02
44.
Дергунці: клоун.
2
13.02
45.
Поняття про трафарет. Виготовлення за трафаретом вітражу з паперу: рибка, грибок.
2
16.02  
46.
Спосіб переведення креслень та викроїв на кальку, папір, картон, фанеру та ін. Виготовлення дитячих блокнотів.
2
20.02
47.
Поняття аплікації. Види аплікацій. Технологія виконання аплікацій з паперу. Аплікація методом виривання «Котик з мячем».
2
23.02  
48.
Аплікація-мозаїка «Яблуня». «Квітка».
2
27.02
49.
Літні квіти.
2
01.03  
50.
Свято весни.
2
05.03
51.
Тигри.
2
12.03
52.
Листівка «Кіт-рибалка».
2
15.03
 53.
Листівка «День весни».
2
19.03  
54.
Пейзаж з тирси.
2
22.03
55.
Технологія виконання аплікації з тканини. Види тканин. Матеріали та інструменти для роботи. Брошка-квітка.
2
26.03  
56.
Аплікація з бісеру «Дельфін». Залікове заняття.
2
29.03
У.
ЕЛЕМЕНТИ ОБЄМНОГО КОНСТРУЮВВАННЯ З ПАПЕРУ.


57.
Основи художнього конструювання. Поняття про розгортку геометричних фігур. Виготовлення прямокутної коробки.
2
02.03
58.
Декоративне оздоблення коробки.
2
05.04
59.
Лялькові меблі.
2
09.04  
60.
Самоскид.
2
12.04
61.
Виготовлення декоративних кубиків.
2
16.04  
62.
Декоративне оздоблення виробів в техніці орігамі. Залікове заняття.
2
19.04
У1.
ЛІПЛЕННЯ ТА МАЛЮВАННЯ


63.
Основи кольорознавства. Казка про художника. Розмалюю писанку.
2
23.04  
64.
Види розпису: Гжель, Хохлома, Палех, Петриківка. Весна надворі.
2
26.04  
65.
Малюнок клеєм.
2
30.04  
66.
Веселка (гуаш).
2
03.05
67.
Ліплення з солоного тіста. Броненосець.
2
07.05  
68.
Декоративне оздоблення виробу.
2
10.05  
69.
Ліплення з солоного тіста. Рибка-брелок.
2
14.05  
70.
Чудо-юдо риба кит.
2
17.05  
71.
Декоративне оздоблення виробу.
2
21.05
72.
Підсумкова виставка в гуртку. Атестаційне заняття.
2
24.05

2. ШАБЛОНЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ


7. Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Спб.: Питер, 2001. – 288
    с. – (Серия «Мастера психологии»)

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика,
    1989 г. – 192 с.

3. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. Оригами – чудеса из бумаги. Учебное   
    пособие. – Ростов-на-Дону, 1997 г. – 104 с., ил.   

4. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.  Умные руки. Учебник для 1 класса. –
    Учебная литература. – Самара, 2005 г.

5. Журнал «Воробышек» № 5  2003 г.





Комментариев нет:

Отправить комментарий